Предисловие: Сразу хочу предупредить, что мнения, мысли, идеи, советы, высказанные мной в данной статье, могут не совпадать ни с чьим либо мнением. Здесь и далее выложена моя субьективная точка зрения. Ваше право повторять или не повторять то, что написано в этой статье. Моей целью было поставить динамики БЕЗ проставок, с сохранением функционала ручек стеклоподъемников, устранением дребезга и вибраций от динамиков путем ШВИ, с максимально выгодным для меня бюджетом. С Вашей точки зрения, я совершенно могу ничего не понимать как в ШВИ, так и в автозвуке в целом - Ваше право так думать. У меня есть результат, и я им весьма доволен! Остальное все - от лукавого. Случилось так, что на юбилей мне подарили простенькие 16см. колонки "Elenberg". Дальнейший процесс вырисовывался предельно ясно: снимаю обшивку, врезаю динамик и радуюсь. Но как я сильно заблуждался! Оказывается, что наши двери на столько неудобны в плане инсталляции динамиков, что приходится выдумывать все возможные подиумы и проставки, ибо иначе, разместить динамик в пространстве двери просто негде. И вот тут я задумался, потому что ставить здоровенные проставки под динамики, а потом тренироваться вылезать из машины так, что бы не задевать за них ногами, я совершенно не имел желания. Тоже касается и "подиумов" (и что это еще за слово такое?). В общем, без проставок динамики не влезали, а ставить проставки совсем не хотелось (хотя в душе себя уже начал уговаривать, от безысходности).
Не знаю чем эта борьба с самим собой закончилась бы, но добрые люди подкинули ссылку на сайт "Квазара", у которого имелся опыт установки 16-ти сантиметровых динамиков в двери ОКИ БЕЗ ПРОСТАВОК и ПОДИУМОВ. Связался с автором сайта - он оказался очень вежливым, приятным в общении ЧЕЛОВЕКОМ. Спасибо ему за терпение и дай Бог здоровья! Слово за слово, я выяснил какую именно модель динамиков он использовал. Так же попытался прознать "великие тайны" самого их крепления, а так же о сюрпризах, возможно ожидающих меня при инсталляции... Но самая важная часть информации, на этот счет, у Квазара отсутствовала, т.к. именно эту часть работы делал не он. Оставалось только гадать... По мимо этого, для меня (признаюсь!) было новостью, что без качественной Шумо-Вибро-Изоляции (ШВИ) вообще запрещается подходить к автозвуку! Вот это подарили мне простенькие колоночки на юбилей!! :)) Однако, все еще только начиналось. Предстояло выяснить ЧТО все-таки нужно для минимальной ШВИ, отмести "маслом маслянные идеи", сильно увеличивающие бюджет, но не приносящие ощутимой выгоды в результатах. Решил остановиться на "Вибропласте М2" фирмы "Стандартпласт" (Диллер в Новосибирске - "Авто-мастер", ул. Владимировская 2А) в качестве вибропоглощающего материала, и "Битопласт" той же фирмы, в качестве противошумного и противоскрипного материала. Оба они имеют липкий слой, прекрасно клеятся.
Колебаний, касаемо выбора материала для ШВИ, было много. Что касаемо динамиков, то после того, как я убедился, что ни один 16-ти сантиметровый динамик без проставок не влезет, сразу утвердил "Квазаровский вариант" - динамики "Mystery MW 6.5" монтажной глубиной всего 47 мм, из-за применения неодимого магнита высокой прочности. Правда цена кусалась - 75$ (или 1850 рублей, с учетом всех скидок, по состоянию на сентябрь 2006 года). Еще раз помянул недобрым словом свой недавний юбилей, взял заначку, купил. Материалы ШВИ обошлись в: "Вибропласт М2", 3 листа (60см.х90см.) по 320 руб/лист + "Битопласт" (1м.х2м.) 1 лист по 700 руб. = 1660 рублей. Итого: 1660+1850=3510 рублей 00 коп. Пройдите в кассу, пожалуйста...
На вдумчивую, не торопливую работу ушли два выходных дня.
Главной задачей было все спокойно разметить. Взгляните на вторую слева фото. Динамик должен расположиться между трех "огней", а именно: с одной стороны он "подперт" ручкой стеклоподъемника, с другой (по низу двери) - уплотнителем порога, то есть если сильно сдвинуть динамик вниз, то при закрывании двери, он упрется в порог. Остается одно - сдвигать его в нижний левый угол двери, но там находится силовой узел, и сильно металл там не попилишь. Но, как оказалось, пилить в том месте придется, как ни крути. Для простоты разметки, из плотного картона вырезал кольцо, которое своим внутренним диаметром соответствует монтажному диаметру динамика (см. самое нижнее фото в колонке справа), а внешним диаметром равен диаметру "сеточки" динамика. Приложив это кольцо к двери, мне не составило труда найти оптимальное положение динамика, и разметить под него монтажное отверстие без каких либо дополнительных замеров.
Прорезая металл в левой части, внимание - наткнетесь на уголок! Его не нужно резать полностью (я бы даже сказал нежелательно). Я лишь срезал ту часть, которая явно мешала. Остальное аккуратно пригнул молоточком, что бы ничего не мешало установке динамика. После выполнения работ по резке, проходимся по всей окружности выреза и поправляем металл, который загнулся от зубила и тд. Прикладываем динамик - он должен сидеть четко, без всяких "качелей". В противном случае поработать напильником, только аккуратно - не продавите внешнюю сторону двери! Итак, динамик четко встал в свое посадочное место. На всякий случай надеваем на динамик сеточку и проверяем не задевает ли он за ручку стеклоподъемника, а так же не упирается ли в уплотнитель порога. Если все хорошо, то приступаем к ШВИ двери, но перед этим займемся прокладкой проводочка для динамика. Штатной длинны провода, идущим в комплекте к динамиками, вполне достаточно. Так что ничего докупать не придется. На прокладке провода специально не заостряю внимание - тут каждый сам себе хозяин. Я просто просверлил дырку в двери, обработал ее как мог от заусенцев, и просунул провод. Точно так же у меня проброшен провод на электрообогрев стекла, и на активаторы дверных замков. Далее приступаем к ШВИ.
Протираем от пыли и грязи все внешние и внутренние элементы двери. Можно даже обезжирить, но я этого не делал. Важно! Перед началом ШВИ двери, необходимо устранить в ней все посторонние звуки, издаваемые элементами подъемника стекла и его направляющих, тягой открывания двери и тд. Мне удалось устранить скрип, который раздавался при движении автомобиля, с наполовину опущеным водительским стеклом - просто смазал направляющую, расположенную вертикально по центру двери. Тягу открывания двери мне удалось обеззвучить заменой поролонки, вставленной в пластмассовый держатель, закрепленный изнутри двери (в районе крепления ручки двери). Дребезг вала стеклоподъемника устранить не удалось, однако это совсем не страшно, т.к. на него потом наденется ручка стеклоподъемника, и ничего дребезжать не будет. Можно еще на тягу открывания двери навесить несколько пластинок "Вибропласта", но смотрите, что бы он не приклеялся к листу, которым будете закленивать технологические отверстия! С левой дверь я так попал, что пришлось отдирать "Вибропласт" и приклеивать к нему бумагу в месте, где он соприкасался с наклеянными пластинками на тяге. "Вибропласт" прекрасно клеится, надо сказать. Но следует учесть, все же, он сильно любит тепло. В гараже было порядка +20, что по некоторым данным уже недостаточно для его надежного приклеивания, но когда я отдирал лист по причине, указанной выше, мне так не показалось :) Лист расслаивался надвое, но никак не хотел отдираться от металла! Следует заметить, что выше "Ватер-линии" (изгиб на лицевой стороне двери) уже наклеяна заводская "шумка". Отодрать ее не представилось возможным, а клеять поверх нее было нереально - она словно поплавилась от жары на солнце. Постучав выше "Ватер-линии" и сравнив звук металла у "топориков" решил, что так сойдет. Вроде все по ШВИ? Нет, остался "Битопласт", но о нем позже.
До начала наклейки "Битопласта", необходимо точно вырезать дырку в обшивке под размер динамика. Снова на помощь пришел шаблон.
Берем лист бумаги А4, прикладываем к двери точно так же, как прикладывается штатная обшивка двери. Фиксируем его подручными средствами (сверлом, клином) в отверстиях под "пистоны" (клипсы), и обводим по окружности выреза карандашом (я это делал просто грязными руками :-) ) Снимаем лист, прикладываем к нему наше заранее вырезанное картонное кольцо (я его почему-то назвал "дистанционным"), и вырисовываем правильный круг под динамик. На пятьсот раз все перепроверям!!! и только после этого беремся за резку обшивки!
Прикладываем обшивку в двери и убеждаемся в соосности всех отверстий. Если все делали аккуратно, то "сюрпризов" быть не должно. Далее смело беремся за "Битопласт" и наклеиваем его на внутреннюю сторону обшивки. Тут не надо быть Энштейном! После наклейки еще раз проверяем все ли в порядке и, если это так, ставим на место обшивку!!!
Динамик и сеточку можно закрепить двумя способами. 1. Сначала крепим динамик саморезами, а уже потом отдельно крепим саморезами сеточку. 2. Крепим динамик ВМЕСТЕ с сеточкой. Тут кому как удобней, но ИМХО, лишняя фиксация не повредит. Центрируем динамик так, что бы максимальное количество отверстий в сеточке совпало с максимальной площадью металла под обшивкой. Во как загнул! :-)
Несколько слов о кроссоверах. Оба коробки закреплены под "Торпедой". Аккуратно при крепеже! Длинный саморез может пройти сквозь панель и вылезти в весьма неподходящем месте, например, где Вы обычно кладете свои сигареты на панели, или Ваша жена кладет перчатки (на "столике", справа).
Кроссоверы закрепились надежно и ничему не мешают. Наконец, про "пищалки". Честно говоря, я не придумал где их окончательно "поселить" в своей машинке. Потому временно приклеял их на скотч. В планах попробовать приделать на стойки декоративные накладки от ВАЗ-2108, а уж потом на них разместить "пищалки".
Результаты:
Ну что же можно сказать! Конечно звук стал лучше (как я устал от сцены сзади, потому и захотел колонки вперед). Если отключить сабвуфер и фильтр на динамики, то чувствуются достаточно глубокие басы, чего я даже и неожидал! Может я не так ярко отреагировал, потому что пока подключал сначала один динамик, (сразу как поставил), потом другой - ухо как то примылилось. Но вот когда в машину села жена (а часом позже - моя мама), по их довольным лицу сразу понял, что ПОПАЛ В ТОЧКУ! На работе друзьям и коллегам тоже звук понравился - ходили вокруг машины, все слушали-слушали. Потом по очереди в машинке побывали, покрутили громкость/fader. Остались довольны. Да и я себя поймал на мысли, что если и буду еще где-то на другой машине ставить звук, то обязательно начну с дверей, а уж во вторую очередь займусь "тылами"..
Благодарности:
Выражаю огромное признание и благодарность непосредственному "вдохновителю" - Квазару. Так же огромное спасибо выражаю обитателям форума "Ока-клуба" коллегам dreamless, Сергей_М, Lukey за помощь в мореплавании по большому ассортименту материалов для ШВИ, а так же за предложения альтернативных динамиков.. да и вообще, за поддержку!
С уважением, oka275
-------------
Update 2011: Автор этой статьи не приемлет никаких подиумов и проставок под динамики, на собственном опыте убежден, что подиум - место для запинания ногами. Автор допускает незначительное ослабление жесткости двери, но за 5 лет круглогодичной эксплуатации оно никак не проявило себя, на основании чего уже можно делать выводы в безопасности данной установки для двери. Многочисленные же оппоненты, что с остервенением доказывали обратное, ничем, кроме общих ощущений, не могли аргументировать ослабление жесткости, ее последствия, как она будет выражаться и тд. В свою очередь я имею наглядный живой опыт эксплуатации. Потому решать Вам, уважаемый читатель, как Вы будете ставить свои динамики.
С уважением, oka275