Добрый день, я приветствую всёх оководов Новосибирска, и любителей этого малолитражного автомобиля. Я зарегистрировался на вашем форуме по одной простой причине, внести ясность в данную тему, и попытаться объяснить, что «ГАЗ» на ОКЕ это не есть плохо, ну и по возможности развеять некоторые мифы. Может возникнуть правомерный вопрос «уважаемый извините, а вы кто?». В полной мере представится, не могу, так как, наверное, нарушу правила пользования форума. Полагаю, это будет являться рекламой. По этому данную часть вопроса возлагаю на модераторов. Если они сочтут допустимым размещение такой информации, то тогда я оставлю контактную информацию. А так если коротко, являюсь руководителем группы разработчиков электронной аппаратуры, предназначенной для работы в составе ГБО4 поколения для автомобилей «ОКА».
Попробую ответить на вопросы, которые возникали в этом разделе, с приложением технической информации и личного опыта. Ну, а заключение, конечно же, придется делать вам самим нужно это кому или нет…
Начну с первого поста.
Вопрос: какие есть минусы, слышал ресурс двигателя может вдвое уменьшиться? Ответ: ну смотря, что подразумевать под словом «минусы», я лично для себя отметил лишь один минус. Если устанавливать оборудование, как рекомендуем мы, то масляный фильтр сверху уже не поменять . Хотя это тоже не проблема, оборудование можно вынести на брызговик колеса, за опорную чашку. В остальном как бы, каких либо не удобств я не вижу. Большим минусом считается баллон, но об этом чуть позже. По поводу снижения ресурса вдвое, не вижу причин. Хотя всё зависит от хозяина, если человек заливает в мотор масло М-8 да ещё и сомнительного производителя, и двигатель на максимальных оборотах постоянно крутит. Тут и вчетверо можно сократить! Из личного опыта могу сказать, первый испытуемый автомобиль прошел на сегодняшний день 103.000 км из них 50.000км на газе, компрессия в первом цилиндре 12,3кг/см во втором 12,5кг/см. Насколько ещё хватит двигателя, я думаю, комментарии здесь излишни. Рецепт долголетия банально прост, синтетическое масло известного производителя (бил1) и ограничение оборотов 3500-4000об/мин. Ну раз я затронул тему масел, не могу не упомянуть о ресурсе масла на бензине, и на газе. Многие спорят по этому поводу, мол на газе масло ходит дольше… Да так и есть, на бензине масло чернеет уже на 10.000км и требует замены, а на газе тоже масло на 20.000км только начинает темнеть. Лично мы при тестировании машин на газе производили замену масла на каждой 25.000км. Экономическую часть этого вопроса описывать я думаю, будет также излишне.
Вопрос: Как настраивать зажигание под газ, из за неправильной настройки говорят, прогорают клапана? Ответ: особых хитростей в настройке зажигания нет, просто устанавливаете момент чуть пораньше на 8-10град. это будет 12-14град. до В.М.Т. Данный угол можно считать оптимальным, он был выявлен в ходе тестовых испытаний. При таком опережении происходит лёгкий пуск, как на газе, так и на бензине, и при выходе двигателя на рабочую температуру холостой ход стабилен и одинаков, что на газе что на бензине. Так же с таким углом обеспечивается оптимальная работа на средних нагрузках. Кстати для бензина это тоже не критический угол, даже на 92м бензине звон пальцев не прослушивается. С такой настройкой спокойно можно проезжать не один десяток километров до газовой заправке, причем, не теряя, каких либо ездовых качеств на бензине. По поводу прогара клапанов. Есть такая страшилка. Прогар клапанов это результат нескольких составляющих. Первая и основная это сборка, и притирка клапанной группы на заводе. Из личного опыта: за пару месяцев до установки газа на испытуемый автомобиль, по воле случая прогорел выпускной клапан. Вскрытие показало, был зажат клапан, хотя за 15.000км до этого момента зазор в клапанах был нормальным. Машина прошла после завода всего 46.000км. После детального осмотра стало понятно, что на заводе, и не задумывались о подгонке и притирке клапанов. Все 4 клапана имели слабую замкнутую окружность. После чего пришлось поменять все направляющие, перефрезеровать сёдла, и притереть клапана, как положено. Как я указывал выше, машина прошла 50.000км на газе, и клапана по сей момент не регулировались потому, что зазоры остались в допустимых приделах… Второй причиной как упоминалось выше, является опережение зажигания, а точнее, если его не делать раньше. Конечно, трамблёр можно и не трогать, если вы не планируете крутить мотор выше 2.000-2.500об/мин. Ну а при езде на 4.000-5.000об/мин и не один час, без опережения не обойтись. Как говорится клапана горят не в городе а на трассе, ну если конечно они не зажаты. И, пожалуй, третий, не маловажный фактор-это концентрация горючей смеси газ/кислород. Все, наверное, помнят из теории, для чего нужен вакуумный автомат-корректор угла. Как известно при больших нагрузках цилиндр лучше наполняется новой смесью, и скорость горения топлива увеличивается. Из этого следует, чем выше концентрация кислорода в смеси, тем меньше шансов пожечь клапана.
Вопрос: Сколько километров можно проехать, на скольких рублях? Имеется ввиду заправка баллона и километраж, который на нем можно проехать. Ответ: здесь каждый должен посчитать сам, исходя из того какой баллон будет устанавливаться как будет настроен мультиклапан, и кто предпочитает какой стиль вождения. Ниже приведу несколько вариантов расхода, исходя из погодно-географических условий и стилистики вождения (приведённые параметры справедливы только к нашей системе). Трасса. 1)6 лит./100км. Прямая ровная дорога, безветренная погода, нагрузка на двигатель 2/3, давление 700мм.рт.ст. (паспортные настройки). Качество топлива «норма». Время года «лето». Резина всесезонная, давление в шинах 2,2кг/см. 2)5,5лит./100км. Те же условия, только попутный ветер. 3)6,5лит./100км. Те же условия, только встречный ветер. 4)6,7лит./100км. Те же условия, полная нагрузка на двигатель, педаль в пол. Город. 1)7лит./100км. Давление 700мм.рт.ст. (паспортные настройки). Качество топлива «норма». Время года «лето». Стиль вождения умеренный. Резина всесезонная, давление в шинах 2,2кг/см.
2)7,5лит./100км. Те же условия, стиль вождения агрессивный. Прочее. 1)Постоянный прогрев на газе +5%. 2)Время года «зима» до +15% (расход увеличивается пропорционально снижению температуры, мощность пропорционально возрастает). 3) Качество топлива «плохо» до+30% замеры проводились только на трассе (заправка в придорожных бочках крайне не желательна).
Вопрос: При установке ГБО есть только один универсальный параметр - срок окупаемости. Для микроскопического моторчика Оки этот срок получается слишком большим, от 60.000км и более. К тому же, надо где-то разместить газовый баллон? Лично я за год проезжаю примерно 25.000км, при этом активно пользуюсь багажником. Ответ: Срок окупаемости газового оборудования, действительно один из первых вопросов. При цене максимального комплекта в 10.000 руб. и километраж, наматываемый за год ну, к примеру, возьмём километраж указанный водителем из его вопроса, равный 25.000км в год. То не сложно посчитать, каковы будут финансовые затраты на бензине и на газе. Избавлю себя от математической писанины, просто укажу конечные цифры. 25.000км на бензине со средним расходом 5лит./100км обойдутся в 36.875 руб. на газе при среднем расходе 6лит./100км составит 23.250 руб. Экономия 13.625 руб. в год. При такой экономии оборудование окупится за 9 месяцев. Если такой километраж наматывается по большей части в городе (не менее 80%) то экономия возрастает до 24.500 руб. в год, так как расход бензина и газа в городских условия почти уравнивается и находится в районе 7лит./100км. При такой экономии окупаемость составит уже 5 месяцев. А если взять километраж в 60.000км как упоминалось в вопросе, пусть оно будет пройдено даже за три года да если ещё и по городу, то экономия составит 59.000 руб. А это уже, извините, сумма соизмерима со стоимостью самого автомобиля. По теме баллона. Первым и основным аргументом противников установки ГБО является, конечно же, баллон! А точнее все, что синим, связано, это огромные габариты, большой вес, опасность размещения его в салоне, да ещё не приведи бог попасть с ним в ДТП! Ну, если подойти объективно к выбору баллона, то все вопросы я полагаю, сами собой уйдут. В первую очередь мне хочется задать вопрос, кто ни будь, видел в «жигулях» 100 литровый газовый баллон? Многие улыбнутся, и скажут, на кой он там такой нужен?! Вот и у меня вопрос, для чего в «ОКУ» устанавливают 40 или 50 литровые баллоны? Это, то же самое. Если на таком баллоне отключить автоматику ограничения наполнения, то можно на одной заправке проехать 840км. Это приблизительно как сгонять из Новосибирска в Горно-Алтайск и обратно. Такое впечатление, что в Горно-Алтайске нет газовых заправок. А в Барнауле вообще газ плохой. Отсюда и получается, что 800км таскаем за собой лишний объём и вес! Мы лично устанавливаем баллоны ёмкостью 25 литров. Такой баллон максимально компактен и вес его в заправленном состоянии не превышает 25кг. Возможности такого баллона можете просчитать сами. Но я вас уверяю, если вы не так много ездите, ну скажем каждый день только на работу и обратно, то заправщики буду вас видеть не чаще одного раза в месяц.
Коротко о безопасности. Размещение баллона в салоне полностью безопасно, если вам установят газ по всем правилам технического регламента разработчиков. Баллон имеет вентиляционную коробку и дренажные гофры, через которые в случае утечки газа, всё будет выходить за пределы салона на улицу. Если рассматривать самый худший вариант ДТП, срыв баллона с крепёжных лент (правильных лент) невозможен, так как запас прочности там в разы превышает. Повреждение самого баллона так же сложно представить, так как стенки имеют толщину 4мм а сварочные швы проварены специальной сваркой.
Вопрос: Лично моё мнение перевода «Оки» на газ отрицательное. Наши машинки и так не блещут мощностью, ещё при этом действии она упадёт. Ответ: Конечно же, после установки газа рассчитывать на прирост мощности нет оснований. Но и ухудшений вы не заметите. Как говорится, инжектор делает своё дело. По ощущения, автомобиль становится, конечно же, другим. Езда на впрыскном газе чем-то напоминает езду на электротяге. Отсутствую, какие либо рывки, дёргание, провалы работа двигателя линейна. Тяга, можно сказать фактически с низов, движение в подъём на более высокой передаче также допустима, присутствуете эффект «дизеля». Ну а если динамика важней экономии то можно не придерживаться наших паспортных рекомендаций, и накрутить лишний оборот на редукторе. Ограничение по скорости будет в районе 130км/час в силу программных установок…
Пожалуй, наверное, всё. Хотелось бы закончить строками известного поэта «смотрите сами, решайте сами иметь или не иметь…».
|